График работы:

Гештальт терапия,

семейный психолог,

терапия фобий, кризисные состояния, консультации по Скайпу.

Адрес:

Психолог, семейный психолог.

Приморский район Спб.

Метро Комендантский проспект, Пионерская.

 

Телефон:

Формы работы

Основные формы работы с клиентами это :

- Индивидуальное консультирование

- Онлайн консультирование в Скайп

- Парное/семейное консультирование

- Психотерапия

- Групповая терапия

- Тренинги

Супервизия

 

Давайте вместе разберемся чем они отличаются и какие особенности имеют. В связи с тем, что текст получился достаточно обЪемный, вы можете всегда кликнуть на активные ссылки вверху и сразу почитать интересующий вас раздел.

Индивидуальное консультирование.

Это, пожалуй, самая распространенная форма краткосрочной работы с психологом. Собственно, даже тогда, когда человек обращается на психотерапию, он все ровно проходит этап консультирования. Слово индивидуальное подчеркивает, что беседа ведется с глазу на глаз и происходит абсолютно конфиденциально. В ходе консультирования психолог детально исследует ситуацию, подбирает возможные гипотезы возникновения и развития проблемы, и ищет пути решения исходя из его опыта, знаний и возможностей.

В результате консультирования я обобщаю все услышанное и подмечаю то, что возможно ускользало от вашего внимания. Только это уже может помочь вам увидеть ситуацию другими глазами и самим найти решение или изменить отношение к ней. Я могу давать рекомендации или специальные задания, советовать упражнения или других специалистов, которые с моей точки зрения будут компетентны в решении вашей проблемы.

Примером консультации может быть беседа в режиме ответов на вопросы: Что со мной или с нами происходит? Что мне с этим делать? Это заболевание или нет? Как поступать дальше? Смогу ли я справиться со своей проблемой самостоятельно? Где получить помощь?

Например, ко мне обратился молодой мужчина Игорь, с опасениями по поводу своей сексуальной ориентации и того, что он «ненормальный». В результате беседы выяснилось, что Игорь с подросткового возраста испытывал проблемы социализации, пережил в школьные годы болезненную безответную влюбленность и игнорирование со стороны девушки, потерял надежду и замкнулся в себе.  Особенности воспитания и семейных традиций Игоря были с моей точки зрения вескими предпосылками развития эмоционального расстройства. Консультация завершилась тем, что я сообщила Игорю о своих предположениях и предложила не только пройти у меня курс разговорной психотерапии тревожного расстройства, но и определенным образом немного изменить режим жизни и некоторые привычки. Он согласился, и после курса психотерапии мнительность ушла, а снижение тревоги и нервного напряжения привело к тому, что у Игоря появился интерес к противоположному полу и желание завести подругу.

Другой пример: ко мне на консультацию обратилась клиентка Ирина через месяц после утраты мужа. Ее горевание усугублялось тем, что прямо на похоронах она неожиданно узнала крайне неприятную новость, касающуюся ее супруга. В результате она не только потеряла аппетит и сон, но и не могла физически принимать пищу даже в маленьких количествах. Ирина катастрофически теряла силы и вес, и была вынуждена обратиться за помощью по настоянию подруги. Казалось бы, вопрос касается только психолога. Однако, я заметила, что в таком состоянии она была не в силах полноценно участвовать в диалоге, у нее попросту не оставалось психических и физических ресурсов чтобы взаимодействовать со мной, и она рисковала серьезно заболеть. Я порекомендовала ей дополнительно обратиться на консультацию к врачу психиатру, а также к врачу терапевту общей практики. Ее здоровье требовало пристального наблюдения и медикаментозной поддержки. Только совместные усилия помогли Ирине справиться с проблемой.

Все вышеописанное является просто консультированием и не может считаться психотерапией, даже несмотря на то, что приносит краткосрочный терапевтический эффект.

Онлайн консультирование в Скайп.

К счастью онлайн консультирование и психотерапия позволяют встретиться независимо от расстояния и страны, в которой вы проживаете. Так же онлайн консультирование очень помогает женщинам с маленькими детьми или на третьем триместре беременности, когда поездки к психологу по очевидным причинам затруднены. Среди моих клиентов есть люди из Петербурга, и те, кто находится в других городах России, а также, кто далеко за рубежом - в США, Австралии, Японии, Вьетнаме или Таиланде, странах Европы и Скандинавии. Несмотря на то, что во многих развитых странах курс психотерапии клиенты могут получить бесплатно по медицинской страховке, они предпочитают обратиться самостоятельно к выбранному ими психологу. Это связано с целым рядом отдельных вопросов, и в том числе с тем, что психотерапия эффективнее проходит на родном языке, то есть на том на котором с человеком разговаривали в детстве.

Несмотря на очевидное удобство и кажущуюся простоту этой формы работы она требует от психолога особых умений, опыта и дополнительной концентрации внимания.

Давайте по порядку обсудим важные моменты:

  1. Онлайн консультирование эффективно только тогда, когда психолог и клиент могут видеть друг друга и разговаривать абсолютно конфиденциально. Вы должны чувствовать себя в безопасности, и, если разговариваете с мной из дома, вам необходимо быть уверенным, что никто из близких или посторонних не услышит содержание беседы. В данном случае правило конфиденциальности частично обеспечиваете себе вы сами.
  2. Если в доме остаются ваши близкие, даже в другой комнате, это как правило мешает, отвлекает и искажает ваши реальные реакции, которые мне важно наблюдать, а вам сознавать. Еще хуже, если у меня на мониторе вы случайно увидите кого-то или услышите чье-то присутствие. Я стараюсь делать все, чтобы исключить такие ситуации и жду от вас того же. Это влияет на качество нашего контакта.
  3. Письменное консультирование в чате или просто голосовое бесполезно. Использование видеорежима необходимо, но бывают случаи, когда оно невозможно по техническим причинам. Этим условием можно пренебречь, когда я уже хорошо знакома с вами, а также знаю вашу историю и особенности. Иногда лучше отказаться от сессии и перенести ее на другое время, чем потратить его впустую.
  4. Перед первой встречей в Skype клиент должен чувствовать себя уверенно и понимать как все будет происходить. Вот для этого я и использую переписку. Особенно в этом могут нуждаться те, кто ранее не использовал Skype, и чаще это пожилые люди. За несколько минут до начала сессии всем клиентам я отправляю текстовое сообщение о том, в какое время буду готова. Это помогает многим снимать лишнюю тревогу и настроиться на беседу.
  5. В любой момент сессии связь может прерваться или стать значительно хуже. Я резервирую больше времени чем обычные 50 минут на каждую сессию, для таких непредсказуемых ситуаций. Это помогает и мне самой не беспокоиться насчет качества связи. 
  6. Психолог на мониторе как правило видит только лицо, плечи и изредка руки клиента. Это серьезное ограничение. Вы тоже не видите меня целиком. Поворот головы, движение плеч, рук и тем более того, что остается за пределами камеры (остальной корпус и ноги) могли бы мне рассказать очень многое о вас и о том, что с вами происходит. Однажды я работала с клиенткой, которая находилась в инвалидном кресле, и я ей очень благодарна за то, что она продемонстрировала это. Но чаще остается только догадываться что происходит в той зоне, которая мне не видна. Все это требует  от меня огромной концентрации внимания не только на содержании беседы, но и на состоянии собеседника. Именно по этой причине я работаю с большого монитора и предлагаю вам тоже использовать не камеру телефона, а компьютер или планшет.
  7. Огромное значение имеют освещение и качество звука. Возможны искажения голоса, цвета кожи или неудачная тень, незначительно изменившая вашу мимику – именно те феномены, за которыми мне необходимо вести внимательное наблюдение. Ведь не только само содержание рассказа, а то как вы переживаете это, является очень важной информацией. Я должна замечать, как дрогнул ваш голос, побледнело или покраснело лицо, подступила слеза или нахмурились слегка брови. Я держу под рукой хорошие чувствительные наушники и, если что-то меня отвлекает, я их использую во время сеанса. Не менее важно и то, что видите и как слышите меня вы. Например, у меня под окном ходят трамваи и их звук отвлекает клиентов. Перед каждой сессией я отдельно проветриваю помещение, а потом слежу за тем, чтобы окна были плотно закрыты звукопоглощающими стеклопакетами.
  8. Психологи часто используют реквизиты и подсобные материалы, но передать их через монитор невозможно. Я могу заменять их другими более доступными для вас предметами. Иногда их могут заменить выразительные метафоры, которыми я регулярно пользуюсь и должна свободно владеть этим инструментом  работы.
  9. При парном или семейном консультировании, важно так разместиться у экрана, чтобы иметь возможность всем клиентам чувствовать себя равноправными участниками встречи. Я стараюсь заранее пояснить как это будет удобнее сделать.  Ни один из вас не должен чувствовать себя обделенным моими вниманием и доверием каковы бы ни были причины, по которым ваша семья обратилась за психологической помощью.

Это далеко не все, что приходится учитывать в процессе онлайн консультирования или психотерапии в Skype, и моя задача предусмотреть большинство возможных затруднений и уметь их преодолевать, создавая клиентам все условия для их максимального самораскрытия и эффективности нашей совместной работы.

Парное/семейное консультирование.

Семейным и парным консультированием называется работа с психологом, при которой фокус внимания обращен не на то, что происходит с отдельными людьми, а на то, «как болеют» их отношения. Именно отношения могут приводить ко многим проблемам. Поводами для обращения чаще бывают проблемы в поведении одного из членов семьи, кризис отношений в паре, ситуации недоверия и подозрений в измене или участившиеся конфликты. Вместо попыток искать виноватого в сложившихся проблемах взаимодействия, психолог исследует то, как люди создают то напряжение, которое приводит к проблеме,  что конкретно им мешает слышать и понимать друг друга. Он становится «переводчиком» в их взаимодействии и помогает наладить взаимопонимание.

Например, Зинаида обратилась ко мне на консультацию в связи со сложной напряженной атмосферой в семье и тревогой по поводу  болезненной худобы дочери Аллы. Я предложила прийти на консультацию им вместе. Как выяснилось Зинаида очень опасалась, что Алла больна нервной анорексией, но не отдает себе в этом отчет. Она и другие родственники Аллы часто в шутку обсуждали аппетит, пищевые предпочтения, фигуру и внешний вид девушки. Настойчивым увещеваниям мамы нормально питаться и все рассказывать маме Алла не доверяла и считала их неуместным родительским контролем. Она отстаивала свое право на девичьи тайны, что лишь вызывало у родных дополнительную тревогу. Алла считала худобу красивой, но сама уже тревожилась за свое здоровье, была готова изменить привычки, но вернуться к прежнему питанию не решалась, опасаясь насмешек и неприятных высказываний в ее сторону. Когда Зинаида с моей помощью озвучила пугающий ее диагноз и причины тревоги, оказалось, что она это сделала впервые. Я поинтересовалась у Аллы что она знает об этом заболевании, обрисовала девушке перспективы,  а также четко и ясно перечислила симптомы, которые может заметить только она сама.  Только после этого Алла поняла причины маминого давления и  того, что ее близкие хотели ей сказать. Оказалось, что,  родственники выражали свои подозрения как бы в шутку, чем еще больше ранили самолюбие девушки и способствовали ее отстраненности.  Я дала возможность маме и дочери понять друг друга и договориться, Проблема была решена вовремя, так как дополнительная помощь не понадобилась.

Другой пример: ко мне обратилась Ольга по проблеме ее отношений с сыном Степаном 11ти лет В ходе консультирования выяснилось, что основное раздражение Ольги вызывает поведение и успеваемость Степы, он не может сосредоточиться на уроках  Ольга много работала и часто оставляла сына с воспитателями и няньками, которые ей дорого обходились. На вопрос о том, зачем это необходимо , она сообщила, что хочет дать сыну хорошее образование, но никто из близких ее не поддерживал. Из взрослых кроме Ольги в доме проживала ее пожилая мама, которая вела себя  «странно и непредсказуемо».  Совместная сессия Ольги с сыном показала, что мальчик часто тянется к маме и во всем ищет ее поощрения и внимания, заглядывает ей тревожно в глаза и часто хочет прикоснуться. Поведение мальчика было таким, будто он чего-то боится и ищет защиты у матери.  Исследование ситуации показало что Степа часто пугался бабушки, но Ольга продолжала настаивать на их общении, ожидая помощи от пожилой женщины. По моей рекомендации было проведено медицинское обследование бабушки, которое показало, что она  страдала сложной формой старческой деменции и была не в состоянии отвечать за свои действия. Когда Ольга это поняла, она ограничила общение Степы с бабушкой, изменила свои ожидания относительно этого общения и стала искать няньку для нее. Отношения с сыном улучшились, снизились его тревога, напряженность и раздражительность. Проясненная ситуация помогла найти лечение для бабушки и такую помощницу в дом, которая ясно отдавала себе отчет в стоящих перед ней задачах. Степина успеваемость стала лучше, а желание прижиматься к маме, ища у нее защиты, постепенно ушло. 

Это были простые примеры с быстрым решением, и они показывают что проблемное поведение одного из членов семьи (чаще ребенка) всегда является следствием неочевидных остальным членам семьи общесемейных процессов.

 

Психотерапия.

Кажущееся на первый взгляд внешнее сходство психотерапии с психологическим консультированием вводит многих клиентов в недоумение: «Я ходил к психологу, но это не помогло!» говорят они. Так и есть, так как это совершенно разные формы работы. Несведущий человек не обнаружит разницу, так как он просто пришел к специалисту за помощью. И тут и там идет беседа, но она может строиться по-разному, и, следовательно, приносить совершенно разный результат. Важно понимать, что такое психотерапия, кто может ее проводить и какой она бывает. Если вам это непонятно, расспрашивайте меня и узнавайте все, что вам необходимо.

Как правило, на этапе первичного консультирования мы обсуждаем все волнующие вопросы, и лишь после этого я предлагаю курс психотерапии или сообщаю, что не вижу в этом необходимости. Мы договариваемся о взаимной готовности перейти к этой форме работы, и я сообщаю в чем она будет заключаться. Мы обсуждаем насколько вы понимаете суть будущего взаимодействия и согласны с этим, как долго будет длится курс, и что можно ожидать в итоге.

Изначально психотерапия, которая существовала еще до Фрейда всегда понималась как лечение словом. Но современная действительность и история лечения душевных страданий в ХХ веке в нашей стране оказали серьезное влияние на само понятие и отношение к нему. Давайте с вами разберемся в этом, так как в России, к сожалению, существует некоторая путаница всего, что связано с корнем «психо».

ПСИхолог – человек имеющий высшее психологическое образование, подтвержденное государственным дипломом профильного ВУЗа, дающего право на работу. Этого недостаточно для психотерапии.

ПСИхиатр – человек имеющий медицинское образование, подтвержденное государственным дипломом по специальности «врач-психиатр» и соответствующими документами, дающими право на работу. Этого тоже недостаточно для психотерапии , не смотря на схожесть названия.

ПСИхотерапевт – в ряде стран постсоветского пространства название должности врача в государственных и коммерческих медицинских учреждениях. К примеру, в России приказ Минздрава определяет специальность «врач-психотерапевт», как лицо с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело», получивший подготовку по специализации «психиатрия». Но как не парадоксально, этого тоже недостаточно для психотерапии.

Что же такое ПСИхотерапия? Это научно-практический подход в системе воздействия на психику и через психику на организм человека. Следует отличать понятие психотерапии как от психиатрии, так и от психологии. В большинстве развитых стран как психиатр, так и психолог могут проводить психотерапию при условии прохождения дополнительного специального многолетнего обучения, и получения соответствующей квалификации. Психотерапия проводится путём установления глубокого личного контакта с пациентом/клиентом (путём бесед и обсуждений), а также применением различных методик.

Врачи больше склонны обнаруживать и лечить патологию медикаментами, а психологи чрезмерно переоценивать мудрые рекомендации, мотивационные методы и позитивизм. Однако, психотерапия не о том, и не о другом. Это особый отдельный вид взаимодействия специалиста с клиентом, который помогает решать многие проблемы лучше лекарств, а мотивация и позитивное мышление становятся его естественным дополнительным бонусом. Все бы здорово, но психотерапия требует времени для изменений, а нам так хочется все и сразу. Съел таблетку – боль ушла, прочитал мотивирующий пост или статью, сделал улыбку – и обрел счастье.

И когда люди приходят на психотерапию, то в первую очередь необходимо найти индивидуальный «язык», на котором можно было бы разговаривать с клиентом, чтобы понять его и донести до него какую-то свою идею.

Что же происходит дальше? Когда контакт налажен, и клиент с терапевтом понимают друг друга, тогда и для клиента постепенно многое начинает становится ясным и понятным про себя и свою жизнь не на уровне умозаключений, общепринятых клише и стереотипов, а на уровне глубокого сознавания и полного переживания своих чувств, реакций, желаний и потребностей. Вот тут и начинается в полном смысле слова волшебный процесс исцеления, как естественная способность человека творчески адаптироваться к бесконечно изменчивой среде, а не следовать заданным кем-то извне и привычным ролям.

Одни ходят на психотерапию годами, другие ограничивается коротким курсом, и всегда это невероятно интересный процесс поиска и узнавания себя в этом мире, дающий новые и новые открытия и освобождающий от многих душевных и телесных страданий.

Групповая терапия.

Групповая психотерапия, как и другие формы групповой работы может быть очень эффективна. Оптимальный состав 6-12 участников плюс психолог или пара психологов, ведущих группу. Как и индивидуальная психотерапия она характеризуется регулярностью встреч на определенном отрезке времени: несколько месяцев, полгода, год или более, и способствует решению эмоциональных, личностных и многих других психологических проблем.

Традиционно участники сидят в кругу так как это наиболее удобный способ общения, а все необходимые нормы и правила поведения вырабатывают сообща. Психолог выступает одновременно и как участник, и как профессионал, регулирующий групповую динамику. Режим работы группы бывает вечерний по 3-4 часа на буднях с регулярностью раз в неделю или дневной по 7-14 часов (1 - 2 дня) на выходных. Группы выходного дня встречаются не чаще раза в месяц, а то и в два месяца.

Основным преимуществом групповой терапии является сама группа. С одной стороны, она словно в зеркале отражает модель реальных взаимоотношений из жизни, с другой дает возможность в безопасной поддерживающей атмосфере изучить их, понять и попытаться изменить. Возможность высказать и услышать от других участников те чувства, мысли, ассоциации или воспоминания, которые обычно они привыкли скрывать, умалчивать и не замечать не только улучшает взаимопонимание, но и имеет огромный потенциал для личностных изменений. Помощь психолога заключается в том, что он корректно подмечает неочевидные стереотипы поведения и реакций.

Каждый человек на своем жизненном пути творчески приспосабливается к условиям и среде – использует психологические защиты. Постепенно эти защиты входят в привычку, утрачивают творческий компонент, становятся автоматическими и вступают в противоречие с новыми условиями. Жизнь меняется, а некогда успешные модели поведения превращаются в проблему взаимоотношений. Участники группы могут исследовать закономерности, которые создают определенные проблемы. При достаточной эмоциональной поддержке группа способствует тому, что каждый может экспериментировать с новыми моделями поведения, а не довольствуется старыми и неэффективными. В дальнейшем новый опыт переносится в реальную жизнь и значительно расширяет репертуар эмоциональных и поведенческих реакций, а значит повышает способности человека к творческой адаптации.

Например, на одной из групп я предложила участникам поработать с метафорой и отразить ее в рисунке. Когда мужчина, который жаловался на сложности взаимопонимания с супругой, показал свой рисунок и дал к нему краткий комментарий, многие насторожились и посмотрели с недоумением на нагромождение идеально начерченных геометрических фигур. Непонимание мужчина расценил как недоверие и даже враждебность к его словам.

Тогда я предложила автору прокомментировать рисунок и объяснить не только его смысл и значение, но и какие конкретно в нем отражены чувства и переживания. В то же время остальных участников побуждала задавать уточняющие вопросы, которые помогут лучше понять друг друга. Когда группа увидела насколько глубокие чувства переживает автор рисунка и насколько важно и сложно для него было выразить их, это вызвало их интерес и сочувствие. Мужчина искал способы донести свою идею до остальных, и когда это наконец удалось, он был потрясен, что похожие затруднения возникали часто между ним и женой. Семейная ситуация развернулась с другой стороны и у мужчины появилось желание искать по-новому решение затянувшегося конфликта.

Наиболее характерные запросы участников можно было бы сгруппировать в следующие темы:

• Проблемы в отношениях;

• Семейные конфликты;

• Конфликты на работе;

• Затруднения в понимании собственных мотивов и желаний;

• Неудовлетворённость кругом и стилем общения;

• Проблемы в понимании как воспринимают меня окружающие;

• Недостаток признания, заботы и благодарности от близких;

• Эмоциональные затруднения в общении.

Так как каждый участник обязан соблюдать правило конфиденциальности, это помогает всем постепенно раскрываться по мере роста доверия в группе. Группы бывают открытого и закрытого формата. Наиболее комфортны и эффективны «закрытые» группы, то есть с постоянным неизменным составом участников от начала и до «конца жизни» данной группы.

Другим преимуществом групповой терапии является, то, что это менее затратно по деньгам в сравнении с индивидуальным консультированием.

Тренинги.

Для меня существуют четкие критерии хорошего семинара или тренинга, это изменения, которые происходят после него.

О том какие бывают тренинги и семинары написано много. В России, где тренинг используется сравнительно недавно, отсутствуют единые стандарты и объективная классификация подобной формы обучения. Что только ни называют тренингом. Я выделяю честные и нечестные тренинги.

Хотите узнать, чем они отличаются?

Если вы думаете, что тренинг начинается с приветствия и знакомства тренера и участников, то вы ошиблись!

Тренинг или семинар начинаются задолго до встречи группы с тренером: кропотливые многолетние исследования, личный опыт, поиск уникальных приемов успешных людей, выявление среди массы материала определенной закономерности, а также долгий подбор наиболее удачных методов обучения. Только обкатка и оценка результатов обучения может занять несколько лет.

Так создается авторская методика, которая становится ключевым стержнем обучающего мероприятия. На нее нанизываются дополнительные элементы: мини лекции, кейсы и упражнения, индивидуальные задания или активные разминки.

Для написания кейсов и упражнений необходимы диагностические встречи и подробные интервью, знакомство с запросами будущих участников, согласование и утверждение программы, и многое другое.

По чьим-то книгам и статьям не сделать действительно хороший обучающий продукт. Если вы хотите сэкономить на обучении, лучше купите книгу и прочтите ее. Попса стоит дешево, по тому, что это попса.

Самое главное, что происходит в аудитории, это очень интенсивное и активное исследование, через которое проходят все участники.

 

Супервизия

Я провожу супервизию для специалистов разных подходов в психотерапии и психологическом консультировании и тренинге. Хотя моим основным направлением работы является Гештальт терапия, я легко нахожу общий язык с теми, кто выбрал профессию психолога.
Те кто понимает что такое контрперенос и как он может влиять на нас, что такое слепые зоны специалиста и как они мешают в работе с клиентами, а так же насколько каждому из нас важно держать свой «основной инструмент исправным и заточенным» получают от наших встреч много полезного для себя. 
Супервизия может быть как по конкретному случаю, так и по развитию частной практики в целом, она может касаться вопросов профессиональной этики или методической подготовки.
Уважаемые коллеги, буду рада стать вам полезной, помочь разобраться со сложными кейсами в работе с вашими клиентами, поделиться собственным опытом и видением той ситуации, которая складывается в вашей работе, поддержать вас в минуты сомнения и вместе поискать новое решение.
Моим основным учителем и супервизором является Третьяк Леонид Леонидович, а так же я регулярно посещаю супервизии Алексея Демьяненко, Михаила Коркина и других мастеров нашей непростой профессии.  
 

 

Нужна срочная поддержка?

Запишитесь и я с Вами свяжусь

Телефон:
Яндекс.Метрика